Вы здесь: Главная » Для педагогов » Конспекты занятий » Конспект занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

Конспект занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи

      Конспект занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи!

Тема: «Путешествие в волшебный лес. Звук [к]».

Цель: формировать звуковую культуру речи.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком [к] и способом его характеристики с опорой на артикуляци­онные и акустические признаки; учить определять место звука в слове (начало, конец).
  2. Коррекционно-развивающие: развивать у детей артикуляционную моторику, фонематические процессы; упражнять в определении места звука в словах; упражнять в звуковом анализе слогов с вы­кладыванием схемы; упражнять в составлении предложений с заданным словом.
  3. Коррекционно-воспитательная: воспитывать интерес к учебному процессу.

Оборудование: мультимедиа-проектор, ноутбук, колонки, диск с презентацией, мяч, зеркала, картинки для артикуляционной гимнастики из пособия Е. Косиновой «Артикуляционная гимнастика», вертушки для развития силы выдоха, картинка с изображением крота, предметные картинки, в назва­нии которых присутствует звук [к] в начале и в конце слов; звуковой поезд,  цветные фишки для выкладывания звуко­вой схемы, простые карандаши, листочки для индивидуальной работы с картинками на звук [к]  и изображением Лунтика, наклейки.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!

Дети стоят в кругу. Игра с мячом «Назови первый звук в слове»: акула, утка, иглы, окуни, пряник, младший, удочка, осы, автобус, пластик, игры.

  1. Сообщение темы.

Логопед (Л.): — Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком. А каким, вы узнаете чуть позже. Я же совсем забыла вам сказать, что для нашей группы пришло голосовое сообщение. Может быть там что-то важное, давайте послушаем. (Детям предлагается присесть на ковре.)

  1. Появление интерактивного гостя урока – кузнечика Кузи.

Слайд 1.(Звук)

Кузя (К.): — Здравствуйте ребята! Вы, наверное, меня узнали, я кузнечик Кузя. Мой друг Лунтик заблудился в волшебном лесу и ему нужна помощь. Чтобы его найти, необходимо пройти трудный путь через страну Знаний. А я же ведь ничегошеньки не знаю. Поэтому не смогу спасти своего друга. Может быть, вы сможете  мне помочь?

Л.: — Ребята, что же делать? (Дети приходят к выводу, что нужно помочь Кузе найти Лунтика). Ну что ж, в путь! Закройте глаза, мы сейчас с вами перенесемся к Кузе.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Слайд 2. (Звук) (Звучит волшебная музыка, звук постепенно затихает, логопед предлагает детям открыть глаза).

Л.: — Ребята, куда же мы попали? (Мы попали в волшебный лес)

Л.: — Чтобы пройти через волшебный лес, нам необходимо подружиться с его жителями. Давайте попробуем сделать то, что делают животные. Возьмите зеркала, слушайте внимательно и повторяйте за мной.

Для проведения артикуляционной гимнастики логопед использует карточки и стихи из пособия Е. Косиновой «Артикуляционная гимнастика», издательство «ЭКСМО», 2007 г.

«Бегемотик»

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

До пяти считаю я.

А потом закроем ротик –

Отдыхает бегемотик.

«Лягушки»

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

«Слон»

Я водичку набираю

И ребяток поливаю!

Буду подражать слону!

Губы «хоботом» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

«Змея»

Подражаем мы змее,

Будем с нею наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

«Лошадка»

Я – весёлая лошадка,

Тёмная, как шоколадка.

Язычком щёлкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

«Киска сердится»

Выгляни в окошечко –

Там увидишь кошечку.

Кошка спинку выгнула,

Зашипела, прыгнула…

Рассердилась киска –

Не подходите близко!

Слайд 3.

Л.: — Ребята, отправляемся дальше. Посмотрите, Кузя попал на поле, где растет много одуванчиков. Он такой маленький, что самостоятельно не сможет его пройти. Что же делать? (Дети: Нужно сдуть одуванчики). Давайте поможем ему сдуть одуванчики. Возьмите свои вертушки и подуйте на них сильно и плавно. Молодцы, вы сдули все одуванчики, поэтому мы можем двигаться с вами дальше.

  1. Знакомство с новым звуком

Слайд 4. (Включить громкость)

Л.: — Ребята, мне кажется, что мы очутились на лесной полянке. Кто же нас встречает? Да это же Леший. Чтобы нам пройти через болото Лешего, нам нужно отгадать его загадку. (Звук)

Леший: Землекоп, что прямо в шубе
              Под землёй работать любит! (Крот.) Логопед показывает картинку с изображением крота.

Л.: — С какого звука начинается слово КРОТ? А что мы можем рассказать про этот звук, ребята? (Дети, произнося этот звук, опираясь на артикуляционный и акустический образ звука, приходят к выводу, что этот звук не поётся, не тянется, встречает преграду — язык, значит он – согласный. Твердый, глухой).

Игра «Поймай звук [к]». 

Л.: — Молодцы, ребята! Леший очень доволен вашими знаниями. Он хочет познакомит вас со своей подружкой.

  1. Закрепление в слогах. (Кукушка)

Слайд 5.(Кукует кукушка, звук постепенно уменьшить)

Л.: — С кем же дружит Леший? (С кукушкой) Кукушке очень скучно и она хочет, чтобы мы вместе с ней пропели лесные песенки. Как кукует кукушка? (Ку-ку). Но это слишком просто. Давайте попробуем произнести что-нибудь посложнее. Повторяйте за мной! (Игра с мячом).

Ку-ка-ка       ка-ку-ка

Ка-ку-ко       ко-ка-ку

Ко-ка-ку       ка-ка-ку

Ку-ка-ку       ко-ко-ка

Ка-ко-ка       ку-ка-ко

Л.: — Молодцы, кукушке очень понравились новые песенки. Она очень рада, что познакомилась с такими внимательными ребятами.

Л.: — Ребята, а давайте попробуем зашифровать теперь песенки. Звуковой анализ слогов АК, УК. (Дети работают за столами, используют цветные кружки для выкладывания схем.)

  1. Закрепление в словах.

Слайд 6.(Включить звук)

Леший: — Это я вижу для вас простое задание. А вот вам задание посложнее. Найдите картинки, названия которых начинаются на звук [к] и обведите в кружочек. (Дети находят картинки, названия которых начинаются на звук [к] и обводят в кружочек). (Звук) Молодцы! Проведу я вас через лесное болото.

  1. Физ. минутка

Слайд 7.

Л.: — Но, Кузя уже очень устал путешествовать по стране Знаний и предлагает немного отдохнуть. (Дети снова перемещаются на ковер)

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики,

Прыг – скок, прыг – скок,

Стоп! Сели!

Травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко.

  1. Определение места звука в слове.

Слайд 8.

Л.: — Ой, а это кто же? (Гусеницы) Они отправляются в путешествие. А вещей у них очень много. И их поезд не тронется с места, пока они все не загрузят. Давайте им в этом поможем. В первый вагон мы погрузим вещи, названия которых начинаются на звук К, а в последний – названия которых заканчиваются на звук К. (Дети по очереди выходят к доске, берут картинку и отправляют в нужный вагон. Вагоны располагаются на магнитной доске).

Картинки: Крот, кран, клей, кот, книги, куст; мак, сок, лак, люк, волк.

  1. Развитие графомоторных навыков.

Слайд 9.

Л.: — Ребята, а вот и Лунтик! Но что-то с ним не то. Посмотрите, он практически невидим. Что же делать? Его, наверное, заколдовала злая ведьма из страны Незнаек. Нужно ему помочь. Но как? (Дети: если мы возьмём карандаши и обведем Лунтика по контуру, то мы его сможем расколдовать). Давайте попробуем! (Дети присаживаются за столы и обводят Лунтика по контуру).

  1. Составление предложений по картинкам на звук К.

Слайд 10.

Лунтик: — Ребята, большое вам спасибо! Я теперь смогу вернуться домой! Вы настоящие друзья!

Л.: — Дети, я думаю, что Кузя много нового сегодня узнал, путешествуя вместе с нами по стране Знаний, и поэтому самостоятельно сможет провести Лунтика обратно домой. Давайте попрощаемся с ними.

Л.: — Ребята, но мы ведь тоже сегодня познакомились с новым звуком, каким?

Л.: — Давайте попробуем составить предложения, используя слова, названия которых начинаются на данный звук. (Дети составляют предложения с опорой на сюжетные картины, подобранные учителем-логопедом. Каждый ребенок берет понравившуюся ему картинку и составляет предложение).

  1. Итог.

Л.: — Ребята, что мы сегодня делали?

— С каким звуком познакомились?

— Дайте ему характеристику.

— Вам понравилось наше путешествие?

— А на память о нашем волшебном путешествии Кузя приготовил для вас наклейки с изображением Лунтика.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить отзыв