Артикуляционная гимнастика
В данной статье подобран основной комплекс упражнений, направленный на
укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы выдоха и
рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики. Этот комплекс
можно рекомендовать родителям детей, имеющих речевые нарушения, для
занятий с ребенком дома.
(упражнения для челюстей)
- «Бегемотики» — широко раскрыть рот и подержать его открытым 10 сек.
- «Жуём жвачку» — жевательные движения с сомкнутыми губами: сначала в медленном темпе, затем – в быстром (10 сек).
(упражнения для губ)
- «Заборчик» — улыбнуться, зубы видны (держать под счет до 10-15).
- «Хоботок» —вытягивание губ вперед, как при произношении звука «У» (держать под счет до 10-15).
- «Бублик» —губы округлены и вытянуты чуть вперёд, зубы видны (держать под счет до 10-15).
- «Заборчик –Хоботок» — чередование (10 раз).
- «Кролик» —зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы (держать под счет до 10-15).
- Вращательные движения губами (10 сек).
(упражнения для языка – выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти)
- «Лопаточка» — улыбнуться, широкий расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 5 -10 сек.
- «Непослушный язычок» —улыбнуться, язык лежит на нижней губе, пошлёпать его губами, произнося: пя-пя-пя…(5 -10 сек)
- «Часики» —движения языком вправо – влево, зубы видны (10 раз).
- «Змейка» —узкий напряжённый язык высунуть далеко вперед и удержать 5-10 сек.
- «Почистим зубки» (10-20 сек) — показать зубы, кончиком языка почистить нижние зубы:
- Делая движения снизу – вверх;
- Из стороны в сторону.
- «Качели» (10-20 сек) — движения широким языком вверх – вниз.
- К верхней – нижней губе;
- К верхним – нижним зубам;
- За верхние – нижние зубы.
- «Киска сердится» (5 -10 сек) — кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка поднята вверх.
- «Катушка» (10-20 сек) —кончик языка упирается в нижние резцы, широкий язык «выкатывается» вперёд и убирается вглубь рта.
- «Оближем губки» (5 -10 сек) — рот приоткрыт, облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу.
- «Футбол» (5 -10 сек) — напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щеку.
- «Вкусное варенье» (10 раз) — приоткрыть рот, широким краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз.
- «Желобок» (5 -10 сек) — высунуть широкий язык, боковые края языка загнуты вверх.
- «Чашечка» (10-20 сек) — широкий язык в форме чашечки поднят кверху.
- «Чашечка снаружи –внутри» — выдвинуть язык в форме чашечки наружу и задвинуть его вглубь рта (повторить 4-5-раз).
- «Лошадка» — пощелкать кончиком языка.
- «Маляр» — кончиком языка, как кисточкой, ведём от резцов до мягкого нёба и обратно
- «Грибок» —рот открыт, язык присосать к нёбу, удерживать на счёт 1-10.
- «Гармошка» —сделать «Грибок», закрывать и открывать рот, зубы видны.
- «Индюк» — движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, не отрывая от губы, добавить голос пока не послышится: бл-бл-бл…
- «Молоточек» —кончик языка стучит за верхними зубами: д-д-д…(сначала медленно, затем темп ускорить).
- «Моторчик» —рот широко открыт, язык за верхними зубами ударяется по бугоркам, произнося : дын-дын-дын…(сначала медленно, затем быстрее).
Дыхательная гимнастика.
- «Задуй свечку» — вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на свечу, полоску бумаги, щёки не надувать.
- «Сдуй снежинку» —улыбнуться, положить широкий край языка на нижнюю губу, дуть на ватный шарик, лежащий на ладони, произнося звук «ф» (щёки не надувать).
- «Фокус» —рот приоткрыт, язык «чашечкой» выдвинут вперед и приподнят, плавно дуть на чёлку.
Самомассаж языка.
- С усилием, сквозь сомкнутые зубы, проталкивать язык вперёд, высовывая его изо рта, затем медленно втягивать вглубь рта (4-5 раз).
- Рот приоткрыт. Уперев кончик языка в нижние резцы, с усилием выталкивать язык «горкой», а верхними зубами как бы расчёсывать спинку языка (3-4 раза).
- Покусывание языка зубами от кончика до середины и обратно.
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
- Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 5-7 мин.
- Выполняется перед зеркалом с обязательным соблюдением осанки.
- Вначале выполняется медленно, неторопливо, но постепенно темп увеличивается.
- Необходимо добиваться чёткого, точного выполнения движений.
- Упражнения для языка выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти.
- Зеркало можно убрать, когда ребёнок научится правильно выполнять движения.
- Каждое упражнение выполняется до 10 раз.